Получить чек-лист
x
Приемка объекта в эксплуатацию: особенности процедуры
15 июня 2021

Приемка объекта в эксплуатацию: особенности процедуры

В этой статье мы расскажем:

  • Общие положения о приемке строительного объекта в эксплуатацию
  • Порядок приемки объекта в эксплуатацию
  • Составление акта приемки объекта в эксплуатацию
  • Другие документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Следующий этап после окончания строительства – приемка объекта в эксплуатацию. Это произойдет только в том случае, если здание или сооружение в полной мере будет соответствовать всем требованиям контролирующих строительство структур.

Кроме того, сама процедура приемки довольно-таки сложная и совсем не быстрая. Чтобы ее пройти без особых проблем, нужно подготовиться и с «бюрократической» точки зрения, то есть заранее собрать все необходимые документы.

Общие положения о приемке строительного объекта в эксплуатацию

После завершения строительства любой объект должен пройти проверку на соответствие нормам и получить заключение приемочной комиссии. Только после этого он может быть введен в эксплуатацию в установленном порядке.

Строительный объект обязан отвечать техническим условиям, проектной документации и всем нормативным требованиям. Необходимо учитывать те документы, которые имели юридическую силу на момент передачи проекта заказчиком подрядчику.

Введенные в действие за время строительства новые нормативные требования будут предъявлены к вводимому объекту в случае, если его эксплуатация несет риск для жизни и здоровья людей. Решение о необходимости соответствия строительного объекта новым нормам принимается надзорной инстанцией. При возникновении каких-либо споров решение остается за органом исполнительном власти, который принял новые требования.

Заказчик предъявляет к приемке и вводу в эксплуатацию объект инвестору, который в свою очередь обязан назначить приемочную комиссию в течение 15 дней после получения заявки или дать обоснованный отказ. Приемочная комиссия может принять только законченный проект и при наличии всех соответствующих документов. После выполнения этих процедур инвестор может ввести сооружение в эксплуатацию.

Общие положения о приемке строительного объекта в эксплуатацию

Существуют нюансы работы комиссии и приемки объекта в эксплуатацию зимой. При невозможности выполнить некоторые требования, по единогласному решению состава, допускается перенос сроков. К ним относятся — озеленение, благоустройство детских и спортивных площадок, относящихся к основному объекту, покрытие тротуаров, внешняя отделка фасадов. В таком случае работы переносятся на ближайший подходящий период и сдаются комиссии в установленном порядке (не позднее 1 июня).

Эксплуатация заказчиком жилых, производственных и непроизводственных зданий запрещается при отсутствии соответствующей документации. До получения документов о полной готовности сооружения к использованию, разрешается задействовать только отдельные помещения, если это не будет угрожать жизни и здоровью людей. А также не создаст опасность для их имущества и не навредит окружающей среде.

Порядок приемки объекта в эксплуатацию

Правила приемки объектов в эксплуатацию и порядок их сдачи регулируются федеральными и территориальными строительными нормами (СНиПами). Для проверки соответствия объектов требованиям создаются специальные комиссии. Объекты завершенного строительства предъявляются к приемке в соответствии с проектом заказчиком-застройщиком, а здания «под ключ» — совместно подрядчиком и заказчиком.

1. Деятельность рабочих комиссий

Приемка объекта происходит в два этапа — первоначально рабочей комиссией и только на основании ее проверки, приемочной. Рабочая комиссия производит подробный осмотр объекта, устанавливает соответствие выполненных работ документации, оценивает их качество и готовность к эксплуатации, проводит испытания оборудования.

Сдача и проверка готовности к использованию отдельных конструкций и зданий, а также пристроек, производственных и иных помещений происходит по мере завершения строительства. Сюда же относятся встроенные и вспомогательные помещения, которые использовались подрядчиками во время строительства, склады и подъездные пути.

Порядок приемки объекта в эксплуатацию

Рабочая комиссия проверяет их по мере готовности, оформляет акты и другие нормативные документы для приемки объекта в эксплуатацию. Передает их заказчику, а он в свою очередь приемочной комиссии для последующей работы.

2. Подготовка к процессу приемки

Ее необходимо начать сразу же после получения уведомления о готовности объекта в письменном виде от генерального подрядчика. Заказчик должен сделать это в соответствии с договором подряда и обеспечить:

  • комплексную и индивидуальную проверку работы оборудования;
  • пусконаладочные работы;
  • передачу коммуникаций на обслуживание соответствующим организациям;
  • наличие всех разрешений надзорных органов, а также заключений на эксплуатацию оборудования и объектов.

После приемки объекта оформляется акт, и здание готовится к сдаче в эксплуатацию.

3. Работа приемочной комиссии

В соответствии с нормативными документами, состав комиссии утверждается в течение 30 дней и согласуется со всеми органами, которые участвуют в приемке. Приемочная комиссия — это временный орган и срок его работы обычно составляет не более 1 месяца, что также согласуется с участниками.

В состав комиссии входят представители не только заказчика и инвестора, но и генерального подрядчика, проектировщика, а также всех надзорных органов, исполнительных структур и других заинтересованных учреждений. Каждая из инстанций должна выбрать представители в течение 10 дней с момента письменного уведомления о готовности объекта к вводу в эксплуатацию. Из числа всех участников выбирается председатель, который координирует работу комиссии и распределяет обязанности.

После проверки документов и полного осмотра объектов, составляется акт, который подписывают все член комиссии. Этот итоговый документ передается собственнику объекта (как правило, заказчику или инвестору).

4. Возможные замечания комиссии

Во время приемки в эксплуатацию законченных объектов отдельными членами комиссии могут быть выявлены нарушения. Тогда представитель органа должен сформулировать замечания в рамках своих компетенций и передать в письменном виде заключение председателю.

Возможные замечания комиссии

Заказчику необходимо устранить все выявленные недостатки в обозначенные комиссией сроки. В противном случае, итоговый акт не будет подписан и объект не может быть введен в эксплуатацию.

При неготовности здания комиссия составляет заключение и передает его владельцу (застройщику, заказчику или инвестору). Тогда приемочная комиссия назначается повторно, когда все нарушения будут устранены.

Если приемка прошла без замечаний или они были ликвидированы, подписанный всеми членами комиссии акт должен быть утвержден в течении недели органом, который сформировал комиссию. Тогда владелец сооружения может передать все документы и приложения для хранения в Инспекцию архитектурно-строительного надзора.

5. Приемка строительного объекта без комиссии

Подразделение госнадзора, которое территориально контролирует завершенные строительством объекты, подготавливает соответствующее заключение. Документ должен быть выдан в течение 15 дней после получения письменного уведомления от заказчика о готовности сооружения.

Исполнительная документация оформляется только в случае соответствия объекта проекту и всем нормативным требованиям. В случае выявления замечаний, вместо заключения уполномоченной структурой выдается мотивированный отказ, в котором указаны замечания.

Заказчик (или застройщик) обязан устранить все несоответствия и недочеты в указанные сроки. После этого ему необходимо направить надзорным органам повторное заявление о готовности здания к вводу в эксплуатацию.

При приемке объекта капитального строительства в эксплуатацию без комиссии заказчик совместно с застройщиком или инвестором должны оформить новый акт о вводе объекта в эксплуатацию. Он основывается на заключении, выданной соответствующей надзорной инстанцией, и акта приемки объекта у подрядчика, со всеми необходимыми приложениями. Эти документы, оформленные по всем правилам, передаются в Инспекцию архитектурно-строительного надзора.

После этого представители учреждения готовят документ с итоговыми заключениями, в котором указывают — соблюдены ли правила сдачи объекта и достаточно ли полученных материалов. Инспекция может прислать отказ в случае выявления нарушения норм, в рамках своей компетенции.

Приемка строительного объекта без комиссии

После получения заключения инспекции (если приемка проводилась без комиссии) или итогового акта приемочной комиссии, застройщик обязан передать все полученные документы в исполнительный орган в течение 5 дней. Учреждение обязано в течение 7 дней принять акт о вводе в эксплуатацию или дать отказ с перечислением мотивированных замечаний.

Составление акта приемки объекта в эксплуатацию

Акт приемки должен быть оформлен в соответствии с унифицированной формой КС-11, утвержденной Постановлением №100 от 11 ноября 1999 года. Документ используется для подтверждения факта приемки объектов различного назначения (жилищного, производственного или гражданского). А также их соответствия проекту и договору подряда.

Акт о технической приемке объекта в эксплуатацию составляется в соответствии с другим унифицированным бланком КС-14. Эта подписанная форма подтверждает полную готовность объекта к использованию — его соответствие проекту, исправная работа всех систем (отопление, водоснабжения, канализации и так далее). На основании этого акта объект вводится в состав основного фонда соответствующего назначения (промышленного, жилого или нежилого).

В форме КС-11 прописываются заказчик и подрядчик, а при заполнении акта КС-14 указывается вся приемочная комиссия и подписи оставляют представители государственных учреждений. В этом состоит основное отличие этих двух форм, поэтому на усмотрение заказчика может быть использован тот или бланк. Если необходимость в подписях и указании членов приемочной комиссии есть для соблюдения делового оборота, тогда составляется акт ввода в эксплуатацию по форме КС-14.

Какие данные обязательно должны быть в вышеуказанном документе?

  • номер и дата составления акта, когда было принято разрешение о вводе сооружения в эксплуатацию;
  • место проведения экспертизы;
  • сведения об оборудовании, по которым его можно идентифицировать (наименование, серия, модель или другие данные);
  • условия, при которых будет происходить эксплуатация здания;
  • срок эксплуатации имущества и его технические характеристики;
  • иные важные сведения.

В последнем пункте может быть указана информация о специфике производства, прочих проведенных работах, ссылки на приложения, информация о субподрядчиках. А также соответствие объекта определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам и так далее.

Составление акта приемки объекта в эксплуатацию

Акты КС-11 или КС-14 имеют важное значение, поскольку содержат все необходимые сведения об объекте завершенного строительства. Они должны быть оформлены и подписаны в соответствии со всеми требованиями.

Формы подтверждают факт приемки объекта и его полной готовности к эксплуатации, окончательную стоимость сооружения и расходы заказчика, даты начала и окончания строительства, отсутствие претензий всех сторон. На основании этих актов объект завершенного строительством ставится на учет заказчика.

Другие документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

В Градостроительном Кодексе РФ указано, что для получения разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, необходимо наличие правильно оформленных документов, которые заказчик прилагает к заявлению. Это:

  1. Разрешение на строительство, которое подтверждает соответствие проектной документации всем необходимым требованиям. Должно соответствовать ст.51 Градостроительного Кодекса РФ.
  2. Градостроительный план земельного участка, который содержит требования о границах участка. Оформляется по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года № 840.
  3. Договор купли-продажи, приватизации, нормативные акты администрации или иные документы, которые устанавливают наличие прав на земельный участок.
  4. Схема расположения объекта, места подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, отображение планировочной организации земельного участка с обозначением сооружения. Должна быть подписана застройщиком или заказчиком, ответственным за строительство.
  5. В свободной форме документ, который подтверждает соответствие техническим регламентам. Также должен быть подписан человеком, отвечающим за строительство.
  6. В случае, если необходим надзор за соответствием объекта требованиям проектной документации и техническим регламентам, надо предъявить заключение органа государственного строительного надзора (ЗОС). Другие документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  7. Вся необходимая информация об объекте капитального строительства передается в орган, который выдал разрешение. Это сведения о здании, сетях инженерно-технического обеспечения, результаты инженерных изысканий (копия, 1 экземпляр) и разделов проектной документации (копия, 1 экземпляр).
  8. В свободной форме документ о соответствии параметров объекта проектной документации с подписью ответственного лица. Это может быть застройщик, заказчик или инвестор.
  9. Подтверждающие документы о соответствии объекта техническим условиям с подписями представителей всех учреждений, который будут осуществлять обслуживание здания.

Возврат к списку