8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78

Спросить
online

Задайте свой вопрос в Telegram Напишите нам в WhatsApp

Задайте вопрос
online

Задайте свой вопрос в Telegram Задайте свой вопрос в WhatsApp
Мы на связи. Звонок бесплатный
8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78
Получить чек-лист
x
Развитие дорожной инфраструктуры: современное положение и перспективы
15 сентября 2022

Развитие дорожной инфраструктуры: современное положение и перспективы

Правительство Российской Федерации анонсировало проект развития дорожной инфраструктуры до 2035 года. Программа предусматривает строительство и реконструкцию региональных дорог, а также подготовку и запуск объектов инфраструктуры.

В перспективе данные «артерии» помогут упростить и ускорить доставку грузов, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту. О других направлениях развития дорожной инфраструктуры поговорим далее.

Задачи комплексного развития дорожной инфраструктуры

Грамотная политика в транспортной сфере, в том числе в области автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства, позволяет решать экономические и социальные вопросы на общенациональном уровне. Так как от транспортной инфраструктуры зависит промышленность, степень конкурентоспособности товаров на рынке, развитие дорожной инфраструктуры входит в число основных задач федерального масштаба.

1-min.jpg

Развитие автодорожной инфраструктуры направлено, в первую очередь, на достижение одинаковой обеспеченности автодорогами регионов с учетом нюансов их территориального размещения. Добиться желаемого результата позволяет решение ряда экономических и социальных задач, для этого нужно:

  1. Расширить сферы деятельности, усложнить структуру экономики, благодаря которой достигается жизнестойкость интересующей нас инфраструктуры.
  2. Снизить объем потерь, упущенной выгоды, причиной которой является отсутствие нормальных дорог.
  3. Увеличить валовый общественный продукт и суммы поступлений в бюджет, снизив затраты на эксплуатацию дорог.
  4. Повысить жизненный, культурный уровень жителей региона. Для этого необходимо удовлетворить спрос на автомобильные перевозки, уменьшить цены на товары и услуги, обеспечить населению большую мобильность.
  5. Избавиться от социальной напряженности в обществе благодаря созданию дополнительных рабочих мест в дорожном секторе. Также вакансии могут появиться и в иных направлениях общественного производства, в сфере услуг, чтобы обеспечить работой людей, лишившихся места в иных отраслях.
  6. Сократить долю ДТП и негативного влияния транспорта на экологию. Достичь этой цели можно, обеспечив более высокое качество дорожного покрытия и перейдя на альтернативные виды топлива, современный экологичный городской транспорт.

Хорошая инфраструктура свидетельствует об уровне общественного развития и качестве жизни жителей города, региона, страны. На данный момент принято говорить о производственной, институциональной, социальной и других видах инфраструктур. Дорожной инфраструктуре свойственен свой набор характеристик, позволяющих понять ее назначение, принципы и цели формирования.

Социально-экономическое развитие регионов определяется набором факторов, которые, в свою очередь, зависят от производственных, социальных и экономических особенностей развития дорожной инфраструктуры.

Уровень развития дорожной инфраструктуры России

Одним из ключевых компонентов транспортной инфраструктуры являются автомобильные дороги. Их качество, длина влияют на время доставки грузов в пределах страны и по маршрутам, пролегающих между Европой и Азией.

2-min.jpg

20.06.2011 г. утвержден приказ Минтранса РФ от № 165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог». Кроме этого, в данной сфере действует ряд локальных нормативных документов, призванных обеспечить условия для поступательного развития дорожной инфраструктуры.

Общая протяженность автомобильных дорог в нашей стране составляет 824,7 тысячи километров, где 664,3 тысячи километров приходится на дороги общего пользования, из них

  • 50,4 тысячи километров составляют трассы федерального значения;
  • 450,1 тысячи километров – это региональные объекты;
  • 163,9 тысячи километров относятся к дорогам местного значения.

По статистике, 27 % дорог перегружены. Только 40 % существующих на данный момент трасс отвечают нормативам, действующим для данного типа покрытия.

Дорожная инфраструктура сталкивается с такими ключевыми проблемами:

  • недостаточно быстрое развитие, отставание от темпов увеличения грузопотока;
  • низкая пропускная способность на направлениях, значимых с точки зрения торговли;
  • мало автомагистралей, предполагающих повышенный скоростной режим;
  • прохождение трасс через населенные пункты;
  • низкий уровень развития логистики.

Возможность реализации планов по развитию дорожной инфраструктуры во многом зависит от того, насколько налажено взаимодействие между ответственными ведомствами. Целью актуальной транспортной стратегии является модернизация существующих и строительство новых дорог для решения названных выше вопросов.

Перспективы развития российской дорожной инфраструктуры до 2035 года

Стратегия развития дорожной инфраструктуры имеет такие ключевые цели:

  • ускорение перемещения продукции и людей;
  • сокращение влияния транспортных издержек на себестоимость товаров.
3-min.jpg

Добиться подобных результатов можно при помощи следующего набора действий:

  1. обеспечить приток средств от частных инвесторов в формате их партнерства с государством;
  2. сформировать транспортные коридоры между регионами с высоким уровнем экономического развития, таможенные терминалы в стратегически важных направлениях;
  3. построить скоростные магистрали таким образом, чтобы они не проходили через города, деревни и пр.;
  4. развивать сеть платных автодорог.

К 2035 году общая протяженность скоростных дорог должна составить 17 тысяч километров при показателе в 5 тысяч километров на данный момент. Продолжительность пути от границы Беларуси до Казахстана сократится на 9 часов и составит всего 18 часов. Тогда как перемещение из Екатеринбурга к Черному морю потребует 22 часа вместо 33.

Цели развития дорожной инфраструктуры:

  • Предоставление конкурентоспособных и качественных транспортных услуг в соответствии с запросами общества и экономики – это ключевая цель всей работы. Благодаря реализации проекта планируется наладить связь между территориями.

    Чтобы добиться этого результата, необходимо повысить доступность транспортных пассажиро- и грузоперевозок между субъектами РФ, сделать доступными поездки даже в удаленные населенные пункты. Кроме того, дороги должны отвечать существующим нормативам, в том числе быть защищены от негативного влияния климатических изменений.

  • Обеспечение более высокой мобильности населения, развитие туризма в пределах страны. Для этого нужно сократить время в пути, сформировать безбарьерную комфортную среду, добиться более высокого качества инфраструктуры в узловых точках пути пассажиров.

  • Наращивание объема и сокращение времени доставки грузов, развитие мультимодальных логистических технологий. Достичь такого результата позволяет увеличение скорости, надежности, количества предоставляемых в рамках грузовых перевозок услуг.

    Помимо этого, необходимо активнее развивать участки международных транспортных коридоров, предусмотренных для транзитных перевозок грузов по территории нашей страны.

  • Проведение цифровой и низкоуглеродной перестройки отрасли, увеличение темпов внедрения современных технологий. Развитие дорожной инфраструктуры по данному направлению предполагает цифровизацию пассажирских, грузовых перевозок, а также жизненного цикла инфраструктуры и транспорта.

    Требуется перевести управление всем комплексом в цифровой формат, повысить уровень технологического развития, снизить долю углерода, выделяемого комплексом в атмосферу.

4-min.jpg

Отдельно стоит отметить базовые задачи, от которых зависит реализация перечисленных пунктов и обеспечение национальных интересов в масштабах страны благодаря государственной политике. Речь идет о развитии транспортной отрасли, сокращении ее отрицательного влияния на экологию и климат, повышении уровня безопасности, создании рабочих мест и возможностей для роста сотрудников в профессиональном плане.

В сфере пассажирских перевозок к 2030 году планируется сократить до двух часов время в пути между городами, находящимися на расстоянии 250 км друг от друга, в которых проживает 1,5 миллиона человек. Если население меньше 1,5 миллиона человек, но города находятся на аналогичном расстоянии, для них установлено предельное время в 3 часа.

На перемещение между городами, расположенными в радиусе 500 км, с суммарным населением более 1,5 миллиона человек, должно уходить максимум 5 часов. При этом минимальная частота сообщения составляет три раза в сутки. Если на такой же удаленности находятся города с меньшим населением, предельное время в пути равно 6 часам.

Для крупных городов, находящихся в радиусе от 1 000 км, благодаря Единой опорной сети должна обеспечиваться возможность перемещения за день/ночь, то есть за 12 часов. В это время входит дорога до точки отправления самолета и время на прохождение проверок в аэропорту. Стоит пояснить, что под крупными городами понимают такие, в которых проживает 500 000 – 1 000 000 человек.

В области безопасности и приведения дорог в соответствие с актуальными требованиями планируется обеспечить нулевую смертность на дорогах. Одним из направлений деятельности для решения данных вопросов является стандартизация безопасности дорожного движения.

При разработке документов специалисты должны опираться на результаты научных изысканий, практический опыт использования новых процессов, технологий. Требуется избавиться от факторов, являющихся причинами ДТП, снизить серьезность последствий аварий при помощи дополнительных мер ответственности и контроля.

Актуальные на данный момент нормы выполняются лишь на 57 % на региональных дорогах, являющихся частью опорной сети. Стратегия предполагает, что стандарты организации движения по ним должны совершенствоваться.

Например, при реконструкции трасс, активно используемых грузовой техникой, требуется придерживаться нормативных нагрузок от 11,5 тонны на ось. Данный подход в области развития дорожной инфраструктуры даст возможность снизить скорость формирования колеи и реже ремонтировать полотно.

Планы по развитию транспортных коридоров в стране

Для развития единой опорной сети основным является направление с запада на восток. Здесь планируется создание новых дорог и реконструкция ранее построенных, что позволит обеспечить скоростное автомобильное сообщение от Белоруссии до Казахстана.

5-min.jpg

Трасса пройдет через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Омск, Новосибирск и Иркутск. Благодаря ей можно будет добраться из Екатеринбурга в Петербург практически вдвое быстрее, чем раньше – за 17,5 часа, хотя сейчас на эту поездку уходит 30 часов.

Транспортный коридор «Запад – Восток» должен превратиться в крупнейшую транспортную артерию на данном направлении. Благодаря развитию дорожной инфраструктуры удастся запустить стабильные потоки экспорта, импорта, транзитных перевозок между государствами ЕАЭС.

Не менее важной является аналогичная работа на направлении «Север – Юг». С этой целью требуется избавиться от узких мест на трассе из Москвы в Краснодар, идущей через Ростов-на-Дону, а также трассе между Москвой и Санкт-Петербургом. Будут сформированы новые автодорожные выходы к агломерации Сочи, в 2030 году планируется запустить строительство скоростной дороги, которая соединит Новороссийск и Сочи.

Одной из ключевых целей такой работы является обеспечение большей транспортной связанности юга страны, то есть портов на Черном море с Уралом и Сибирью. Сообщение пойдет через Краснодар, Волгоград, Саратов, Самару, Екатеринбург, Уфу, Челябинск. На дорогу из Уфы в Краснодар потребуется всего 12 часов, что вдвое меньше, чем сейчас, при этом расстояние сократится на 600 км.

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» предполагает, что к 2030 году 85 % дорожной сети 105 агломераций будут приведены в соответствие с нормами. В качестве главной задачи выбрано строительство обходов крупных городов. В результате такого развития дорожной инфраструктуры удастся добиться большего уровня безопасности движения, снизить влияние трассы на экологию населенных пунктов.

6-min.jpg

Немаловажным условием для развития магистральной инфраструктуры является использование интеллектуальных транспортных систем в пределах улично-дорожной сети, в общественном транспорте. Магистральная транспортная сеть городских агломераций не может меняться в отрыве от других процессов – развивая ее, важно учитывать положения национального проекта «Жилье и городская среда».

Отличительной чертой стратегии развития дорожной инфраструктуры является тот факт, что в ней присутствует блок, посвященный цифровой трансформации. В нем содержатся инициативы, связанные с внедрением беспилотного транспорта, проекты-маяки. Также он предполагает переход на электронные билеты, оцифровку инфраструктуры, использование цифрового профиля пассажира и ряд других пунктов.

Сейчас наблюдается неравномерная цифровая трансформация в различных секторах транспортной отрасли. Это объясняется недостаточным количеством специалистов, финансовых вложений, низкой эффективностью стандартов и регулирования в нормативно-правовой сфере. Данная тенденция прослеживается в области электронного документооборота, предоставления госуслуг. Для большинства участников транспортного рынка цифровизация пока имеет второстепенное значение.

Сегодня ведется работа над множеством пилотных проектов, целью которых является переход транспортной сферы на цифровые сервисы. Например, они предполагают эксплуатацию транспортных средств с высокой степенью автоматизации на автомобильных дорогах общего пользования. Сюда же входит организация движения беспилотного и высокоавтоматизированного транспорта на федеральной трассе М-11 «Нева».

Существуют и пилотные проекты в рамках развития дорожной инфраструктуры, предполагающие переход на цифровой документооборот. Необходимо заменить бумажные билеты электронными, внедрить новый формат отслеживания состояния инфраструктуры, использовать интеллектуальные транспортные системы в городских агломерациях.

Кроме того, планируется цифровая трансформация предоставления государственных услуг в интересующей нас отрасли. По результатам проектов будут сформированы общие стандарты оплаты проезда, появится единый билет для всех видов общественного транспорта, который сможет использоваться на территории всей страны.

Автомобильные дороги являются одним из ключевых компонентов транспортной инфраструктуры, ведь их длина и состояние определяют время доставки грузов по России, из стран Европы в Азию и наоборот. Качество дорог непосредственно сказывается на темпах развития экономики и благосостоянии граждан. По этой причине развитие дорожной инфраструктуры в нашей стране является одним из приоритетных направлений.

Возврат к списку