8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78

Спросить
online

Задайте свой вопрос в Telegram Напишите нам в WhatsApp

Задайте вопрос
online

Задайте свой вопрос в Telegram Задайте свой вопрос в WhatsApp
Мы на связи. Звонок бесплатный
8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78
Получить чек-лист
x
Развитие транспортной системы: основные направления
19 сентября 2022

Развитие транспортной системы: основные направления

Развитие транспортной системы является обязательным условием построения инфраструктуры в целом. Речь идет и о городской среде, и о промышленных объектах. Также в транспортную систему входят все виды пассажиро- и грузоперевозок, водные, воздушные, наземные пути, в том числе транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам.

Удобно, когда строительство ведется с нуля: от заказа к проекту и дальше к реализации и сдаче, но часто в задачи, стоящие перед исполнителем, входит модернизация имеющихся транспортных сетей. В этом случае на помощь приходят современные цифровые технологии и оптимизация имеющихся ресурсов. О том, как происходит развитие транспортной системы и на что ориентируются при проектировании, читайте в нашем материале.

Цель и задачи транспортной системы

В транспортную систему входят транспортные средства, оборудование, элементы инфраструктуры и пассажиры. Также к ней относятся компоненты управления и специалисты в данной сфере. Любая подобная система создается, чтобы выполнять эффективную перевозку товаров и людей.

Цель и задачи транспортной системы

Под инфраструктурой в данном случае понимают неподвижные материальные элементы, которые формируют транспортную сеть.

Сеть представляет собой набор связей и узлов, благодаря которым осуществляются транспортные перевозки. Стоит пояснить, что связи – это отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей, пр., а в качестве узлов обозначают дорожные развязки и терминалы. Перемещение транспорта в пределах сетей приводит к формированию транспортных потоков.

В процессе подготовки проекта сетей для развития транспортной системы учитывают, какая техника будет по ним передвигаться. Если говорить точнее, при выборе геометрических и технических параметров сети опираются на размеры, вес, мощность и ряд иных особенностей транспортных средств.

Одной из ключевых задач специалистов транспортного комплекса является обеспечение необходимой пропускной способности системы с учетом актуальных объемов пассажиро- и грузопотоков.

Развитие транспортной системы позволяет населению оставаться мобильным, обеспечивает наиболее эффективную доставку грузов, решает экономические вопросы в области перевозки. Транспортная система может считаться грамотно выстроенной лишь при достижении равновесия между ее основными задачами, то есть она закрывает потребности людей и позволяет бизнесу получать экономическую выгоду.

Наиболее ярко противоречия между требованиями общества и экономики прослеживаются в сфере общественного транспорта. Его пользователь хочет быстро и комфортно добраться до определенной точки, поэтому уверен, что на его маршруте должно быть много, например, автобусов, чтобы их не приходилось долго ждать, а потом толкаться в толпе других пассажиров.

С точки зрения перевозчика, рациональнее запустить минимальное количество автобусов, чтобы повысить доход. Тогда как удобство пассажира его волнует уже меньше. Чтобы прийти к балансу в этом вопросе, важно выбрать умеренный интервал движения и обеспечить хотя бы небольшой уровень комфорта для людей.

Современное развитие транспортных систем

Развитие городских и иных транспортных систем невозможно без изменений в административной, технической, градостроительной сфере. Для этого необходимо достичь упорядоченности в области планировки, структуризации сети.

Современное развитие транспортных систем

В надлежащее состояние приводят магистральные улицы, дороги, внеуличные варианты проезда, чтобы обеспечить жителей транспортом с учетом его актуальных технических возможностей. Благодаря развитию транспортных систем становятся возможны хозяйственно-деловые, потребительские перевозки, жилые районы и зоны отдыха ограждаются от шума и выхлопных газов со стороны дорог.

Модернизация в данной сфере приводит к надежному, безопасному функционированию всех видов транспорта, их наиболее эффективному использованию и взаимодействию. Также к целям развития транспортной системы относится увеличение пропускной способности дорог разных типов. Жители городов и пригорода должны получить возможность выбирать наиболее удобный способ передвижения.

Российские крупные города по своей загруженности в большинстве случаев превосходят зарубежные. Этот показатель необходимо снижать при помощи изменения интересующей нас системы. В первую очередь, важно уменьшить плотность населения и работающих граждан, использовать современные подходы к перевозкам в центр и в районы, где работает больше всего людей.

Для этих целей можно уменьшить количество административных и деловых зданий, ограничить жилищное строительство по высоте, рассредоточить объекты массового посещения по всему городу. Еще одним важным направлением является развитие пассажирской транспортной системы опережающими темпами, переход на скоростные виды транспорта в наиболее крупных городах.

Нюансы проектирования городской транспортной системы

На данный момент нет норм, касающихся плотности развития магистральной улично-дорожной сети. Обычно опираются на требования в области общественного транспорта, а также на правила, определяющие расстояния до остановок. В центральной зоне они должны составлять 250–300 м, в срединной быть на уровне 400–500 м, в пригородной – в пределах 800–1 000 м.

Нюансы проектирования городской транспортной системы

Соблюдение этих правил позволяет реализовывать почти любые задачи в области градостроения, модернизации, реконструкции районов города и их обеспечения транспортом.

Развитие городских транспортных систем предполагает обеспечение более высокого уровня прибыли от их использования, а также увеличение эффективности, доступности пассажирского транспорта для жителей. Для этого необходимо добиться дифференциации и специализации путей движения транспорта.

Важно выделить на городских дорогах полосы для автобусов, отдельные проезжие части для экспресс-автобусов, транзитного движения. В результате удастся создать однородные потоки транспорта, перейти на более современные разновидности транспорта и конструкций путей движения. Помимо этого, данный подход дает возможность задействовать эффективные способы регулирования потока на дорогах, добиться безопасности и повысить качество услуг, предоставляемых пассажирам.

Полосы, предназначенные исключительно для общественного транспорта, могут располагаться с внешней или внутренней стороны проезжей части – их место нахождения определяется в соответствии с протяженностью перегонов и количеством пассажиров в течение дня. На перекрестках необходимо обеспечивать приоритетное движение трамваев, автобусов и троллейбусов – для этого применяют соответствующие средства регулирования.

Решением многих транспортных проблем в крупнейших городах является организация коридоров на магистралях. То есть создают изолированное полотно для скоростного движения рельсового транспорта.

Аналогичный подход используется в случае с автобусами – для них выделяется самостоятельная проезжая часть шириной 8–10 м. Она размещается вдоль магистрали либо может иметь форму эстакады и находиться на втором уровне. По таким коридорам должны перемещаться как автобусы большой вместимости, так и легковые автомобили при условии, что они полностью загружены.

Особенностью развития транспортной системы новых районов городов является прокладка магистральных улиц и дорог с интервалами 600–800 м друг от друга. Таким образом пешеходам нужно преодолеть не более 500 м, чтобы дойти до ближайшей остановки, создаются полноценные микрорайоны, а улично-дорожная сеть соответствует условиям организации сети пассажирского транспорта с плотностью 2,5–3 км/км2.

Даже эти относительно высокие показатели развития сети не говорят о достаточном обеспечении районов транспортом. В условиях постоянного роста количества автомобилей они не отражают фактические характеристики магистральных улиц и дорог, обеспечивающих нужды жилых районов.

Потоки смешанного транспорта загружают подобные системы, из-за чего разделение улиц на магистрали общегородского и районного значения оказывается формальностью.

Дело в том, что в крупнейших городах интенсивность движения на улицах составляет 2-3 тысячи приведенных единиц в час. Когда перекрестки не справляются с подобной интенсивностью, автомобилисты вынуждены выбирать для проезда улицы меньших размеров. Это приводит к тому, что внутри жилых районов, микрорайонов повышается дорожная и экологическая опасность.

Плотность сети магистральных улиц и дорог является функцией расчетных транспортных потоков, а ограничением предельной концентрации последних становится количество полос движения на магистрали. Развитие транспортной системы требует обеспечения удобных транспортных связей между районами, находящимися в непосредственной близости друг от друга, изоляцию жилой застройки от транзитных внутригородских автомобильных потоков.

Мало добиться, чтобы улично-дорожная сеть имела пропускную способность, соответствующую объемам транспортных потоков. Необходимо найти адекватное техническое решение для магистралей, подобрать оборудование, благодаря которому будут достигнуты наиболее комфортные условия движения транспортных средств. Речь идет об однородности потока, обособленности, оптимальной скорости и безопасности движения.

Не менее важно создать комфортные условия для пассажиров общественного транспорта, то есть сделать доступным скоростное передвижение, сократить количество пересадок по маршрутам следования, временные затраты, обеспечить высокий уровень безопасности. Должна быть разработана общая стратегия перевозок пассажиров, которая отражает размеры и планировку города, распределение между индивидуальным и массовым транспортом.

Кроме того, она фиксирует объемы автомобильных потоков на магистралях, относящихся к разным типам. Иными словами, речь идет о работе в рамках целевой программы развития транспортных систем.

На дороге может быть не больше восьми полос. Чтобы добиться относительно однородного режима движения, на магистралях рекомендуется ограничить количество грузовых автомобилей в общем потоке – их максимальная доля в потоке составляет 15–20 %. Тогда для их перемещения потребуется всего по одной полосе в каждом направлении.

Повышенная концентрация грузового движения вызывает необходимость проектирования магистрали в формате городской автомобильной дороги, что предполагает наличие изоляции от жилых домов. При выборе данного подхода наиболее разумно отделить легковой и общественный транспорт от грузового потока, выделив для него самостоятельные проезжие части. Это могут быть обособленные проезды, эстакады, другие магистрали.

Развитие интеллектуальных транспортных систем

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) представляют собой информационные, коммуникационные средства и системы автоматизации в сочетании с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями. Целью их использования является обеспечение эффективных перевозок, высокой степени безопасности.

Развитие интеллектуальных транспортных систем

Дело в том, что речь идет об инновационных разработках, предоставляющих потребителям большую информативность и способствующих более активному взаимодействию между участниками движения.

Интеллектуальные транспортные системы созданы благодаря объединению автотранспортной сферы с IT, а основными направлениями работы здесь являются моделирование транспортных систем и регулирование транспортных потоков.

Такие системы считаются ключевым компонентом интеллектуальной логистики. В их структуру входят:

  1. Системы регистрации происшествий и нарушений. К их функциям относятся фиксация остановки транспорта в неположенном месте, выезда на встречную полосу, превышения скоростного режима, движения в неправильном направлении. Также они отмечают аварии, передвижение пешеходов в непредназначенных для этого местах, задымления и пожары в туннелях и под мостами, падения крупногабаритных грузов, пр.

    Благодаря развитию транспортных систем и использованию подобного оборудования удается повысить эффективность работы полиции и городских служб, занятых в сфере организации транспорта. Также приборы помогают специалистам вовремя обнаружить происшествия и в минимальные сроки отреагировать на них с учетом всех обстоятельств.

  2. Системы мониторинга и классификации транспортных средств. Позволяют оценивать загруженность дорог, изменения движения в соответствии со сменой сезонов. Подобные устройства способны считать проезжающий транспорт и классифицировать его. Для этого они анализируют размеры, разделяют автомобили на легковые и грузовые, с прицепом, а также мотоциклы. При необходимости могут установить даже марку, модель, цвет и иные признаки. Они рассчитывают среднюю скорость потока, промежутки, остающиеся между ближайшими друг к другу транспортными средствами.

    Такие системы обеспечивают необходимый объем сведений для предотвращения пробок, заторов, оптимизации движения на перекрестках, а также работы светофоров, шлагбаумов. Данный подход дает возможность сократить время в пути и уровень загрязнения воздуха, в том числе долю выбросов углекислого газа.

  3. Системы регистрации контроля правонарушений. Одной из них является система определения неправильной парковки. Помимо самого факта нарушения, система считывает номер транспортного средства и выписывает штраф.

    Кроме того, используются программы для распознавания номера, которые интегрируются с системами контроля доступа. В результате становится возможен доступ только определенных автомобилей на платные дороги, парковки, пр.

Развитие транспортной системы Российской Федерации является обязательным условием для существования и изменения многих сфер. Так, благодаря совершенствованию этого направления появляется возможность наладить связи и взаимовыгодные экономические отношения на международном уровне, предоставить гуманитарную помощь в чрезвычайных ситуациях.

Помимо этого, обеспечивается более активное культурное развитие общества. Без транспорта невозможно функционирование сферы обращения, так как от него зависит постоянная связь производителей с покупателями.

Возврат к списку