8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78

Спросить
online

Задайте свой вопрос в Telegram Напишите нам в WhatsApp

Задайте вопрос
online

Задайте свой вопрос в Telegram Задайте свой вопрос в WhatsApp
Мы на связи. Звонок бесплатный
8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78
Получить чек-лист
x
Строительство городской инфраструктуры
07 мая 2022

Строительство городской инфраструктуры

Строительство городской инфраструктуры – важный этап развития любого населенного пункта. И если инженерные системы закладываются изначально при проектировании любого здания, то социальные объекты зачастую возводятся по остаточному принципу.

Впрочем, технологии в данной сфере – это не только водопроводы и парки, но и множество других вещей, которыми мы привыкли пользоваться. В нашей статье мы расскажем, как проектируется городская инфраструктура, что на нее влияет и какие инновации используются в этой сфере. 

Состав городской инфраструктуры

Городская инфраструктура – это комплекс всех инженерных коммуникаций на конкретной территории города, к которым относятся системы тепло-, водо- и энергоснабжения, газовые коммуникации, уличное освещение. В нее входят также асфальтированные дороги общего пользования, существующий и проектируемый общественный транспорт. Городское хозяйство, в которое входят ремонтные службы, строительство и т.д., относится к градообслуживающей сфере, а все, что касается обслуживания жителей (здравоохранение, образование и т.д.) – к социальной сфере.

Состав городской инфраструктуры

Городская среда – это специфический набор условий и различных факторов, которые могут существовать только в условиях города. В них входят естественные (парки, скверы, бульвары) и искусственные факторы (планировка и застройка улиц, площадей, микрорайонов).

Строительство городской инфраструктуры осуществляется по определенным правилам: соблюдение противопожарных мер, выполнение требований, предъявляемых к жилым зданиям и предприятиям социальной сферы.

Распределение территории города происходит по трем основным критериям: функциональному – жилая, промышленная, санитарно-защитная зоны, транспорт; правовому – юридический статус территории, зафиксированный в документах; экономическому – различная степень инвестиционной привлекательности (высокая, средняя или низкая).

Зонирование городских территорий это совокупность двух зависящих друг от друга процессов. Один из них –географическое разделение территории на конкретные зоны и четкое определение границ каждой из них. Другой – определение юридического статуса каждого земельного участка, входящего в данную зону, а также всех объектов, находящихся над и под его поверхностью. В современном земельном законодательстве городские зоны принято называть территориальными зонами.

На территории любого города можно выделить следующие зоны:

  • Селитебная – место, где живут люди.
  • Промышленная – территория, на которой сконцентрированы основные промышленные предприятия.
  • Рекреационная – зеленые зоны для релакса и отдыха жителей, ценные природные объекты (реки, естественные водоемы, лесопарки).
  • Центральная – место размещения органов власти, управления и учреждений культуры.

Социальная инфраструктура – это отрасли производства и предприятия, призванные обеспечить людям нормальные комфортные условия для проживания. Прежде всего, в нее входят развитая сеть общественного транспорта, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети холодного и горячего водоснабжения, канализации, электрические сети, линии связи и т.п. Все эти предприятия объединяются в коммунально-бытовое хозяйство города.

Строительство городской инфраструктуры в социальной сфере может осуществляться по различным принципам, разной может быть и классификация ее составляющих. По одному из подходов к ее построению рассматриваются три функционально-целевых блока:

  • Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность. Она охватывает образование, науку, культуру и искусство, работу средств массовой информации, деятельность различных общественных организаций.
  • Восстановление, сохранение и улучшение физического здоровья населения. Этим занимаются учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, социального обеспечения, охраны и развития окружающей среды.
  • Коммунально-бытовое обслуживание. В этот блок входят предприятия ЖКХ, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, все виды пассажирского транспорта, службы телекоммуникации и связи для населения.

Функции социальной инфраструктуры служат выполнению целей социального и экономического развития общества: выравниванию уровня жизни, стремлению к ликвидации социальных различий между отдельными группами населения и всестороннему гармоничному развитию личности.

Функции социальной инфраструктуры

В этом направлении наиболее эффективно будут действовать следующие целевые функции:

  1. создание условий для повышения рождаемости и здоровья подрастающего поколения, увеличения продолжительности жизни людей пожилого возраста;
  2. подготовка и обучение кадров, повышение квалификации специалистов, работающих на производстве высокого уровня;
  3. эффективное использование трудовых ресурсов, снижение уровня безработицы;
  4. обеспечение комфортных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;
  5. улучшение и сохранение физического здоровья людей;
  6. рациональное использование свободного времени каждого человека, создание мест для организации культурного досуга.

На уровне муниципальных образований функции инфраструктуры – это удовлетворение и обеспечение основных потребностей населения, укрепление целостности каждого муниципального образования.

Отличительные черты городской инфраструктуры в России 

В начале нулевых Россию охватил строительный бум. В период экономического роста застройщикам стало выгодно вкладывать средства в новое строительство, что привело к появлению большого количества микрорайонов во многих российских городах. Но из-за того, что чаще всего стройка велась хаотично, о строительстве городской инфраструктуры никто не думал, новые районы оказались фактически лишены городских удобств.

Отличительные черты городской инфраструктуры в России

Например, из вновь построенного района в центр города можно было добраться только по старой узкой дороге, которая в часы пик вставала в пробке. Рядом с домом не было поликлиники, школы, детского сада, других социальных учреждений. Такое халатное отношение к деталям общего плана застройки заметно снизило качество жизни не только жителей новостроек, но и прилегающих к ним районов. Когда проложили метро в московский микрорайон Жулебино, от резко возросшей загрузки линии проблемы появились у жителей всех близлежащих районов.

Российские города отличаются от большинства зарубежных поселений низким процентом малоэтажной застройки от общего числа жилых домов. И доля частного сектора продолжает снижаться под натиском многоэтажек, очень популярных в городском строительстве. Наряду с этим в черте города остается много неосвоенных участков.

Облик российских городов сильно зависит и от географического расположения, и от местных климатических условий. На большей части территории России зима длится не менее 4-5 месяцев, что заметно сказывается на строительстве городской инфраструктуры. Требуются серьезные финансовые вложения в систему теплоснабжения, уборку и вывоз снега, подготовку мероприятий по предотвращению последствий весеннего паводка. Сюда входит прокладка теплотрасс, отведение земельных участков под вывозимый с улиц города снег, строительство дамб, укрепление берегов в местах возможного подтопления и пр.

К примеру, в Норильске часто дует сильный ветер. Чтобы снизить его скорость внутри жилых кварталов, дома возводили замкнутым контуром, оставляя между ними узкие проезды, а число площадей в планировке города сократили до минимума. Для предупреждения снежных заносов фасады и крыши домов возводят без дополнительных элементов, с простыми профилями.

От погодных условий зависит не только расположение домов, но и планировка квартир. При проектировании зданий в условиях сильных ветров требуется максимально снизить инфильтрацию воздуха через окна и другие ограждающие конструкции. Поэтому на наветренной стороне стараются располагать нежилые помещения – лестничные площадки, кухни и т.п. Если ветер дует преимущественно с юга, то остекленные лоджии лучше располагать на южном фасаде дома.

Принципы строительства городской инфраструктуры

К строительству городской инфраструктуры привлекается большое количество рабочих, инженеров, используется землеройная, грузоподъемная и другая техника, стройка должна быть обеспечена транспортными средствами и строительными материалами. Все эти ресурсы необходимо расходовать с максимальной пользой.

Принципы строительства городской инфраструктуры

Поэтому важно выбрать такой способ производства работ, который принесет наибольший эффект при минимальных затратах денежных, материальных и трудовых ресурсов. Требуемый результат можно получить, если строительство будет базироваться на следующих принципах:

  • Максимальная экономия живого и овеществленного труда, скрытого в технике и материалах.
  • Строгое соответствие возводимых объектов заданным эксплуатационным показателям – они должны быть устойчивыми, долговечными и экономичными. К примеру, земляное полотно, которое служит основанием для дорожного покрытия на городских улицах, должно быть устойчивым независимо от времени года и погодных условий. Его деформация при возникновении неблагоприятных условий эксплуатации не может превышать допустимых значений. Проезжая часть должна соответствовать установленным стандартам ровности, прочности и шероховатости покрытия, чтобы обеспечить безопасное движение автотранспорта в течение всего года.
  • Использование энергосберегающих методов получения, переработки и изготовления материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций с условием сохранения их заданных физических, химических и механических свойств. В строительстве применяют различные методы воздействия на материалы: механические – размельчение, перемешивание, уплотнение и химические – укрепление грунта цементом, высокомолекулярными смолами.

Требования к строительству инженерной инфраструктуры города

В строительство городской инфраструктуры входит инженерная часть – сложная система сетей и коммуникаций, расположенная под землей. При строительстве новых поселений, реконструкции старых, возведении новых жилых домов и микрорайонов одновременно проектируются инженерные сети. Их конфигурация зависит от многих факторов: геометрии улично-дорожной сети, расположения крупных потребителей, рельефа местности и пр.

Особенности прокладки сетей связаны с их техническими характеристиками и функциональным назначением. При прокладке сетей энергоснабжения и водопровода используются кольцевые или полукольцевые схемы. Система канализации напрямую зависит от рельефа местности и расположения очистных сооружений. В этом случае используется схема «ствол – ветви». Важное значение имеет трассировка главного «ствола» и основных «ветвей» – канализационных коллекторов.

Магистральные сети городского и районного уровня, а также распределительные сети прокладываются вдоль улиц. Все коммуникации – и разводящие, и принимающие – должны располагаться в пределах территории каждого жилого района. На участках, выделенных под новую городскую застройку, подземные инженерные сети прокладываются до начала строительства зданий и сооружений.

При проектировании подземных коммуникаций необходимо заранее учитывать возможности дальнейшего развития поселения с установленной очередностью строительства и, соответственно, закладывать в проект предполагаемое наращивание инженерных сетей.

Подземные коммуникации увязываются с поперечными профилями строящихся улиц. Существуют нормативные требования к взаимному расположению различных трубопроводов и кабелей, на какую глубину их можно закладывать, на каком расстоянии они должны находиться от зданий и сооружений. Чаще всего инженерные сети проектируются параллельно оси улицы прямыми линиями с пересечением в разных уровнях на перекрестках и в местах входа на территории новостроек.

Подземные коммуникации

На магистральных улицах под землей проложены трубы водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода, водостока и кабели электроснабжения, уличного освещения, электрического транспорта и слаботочные. 

Инженерные сети размещают под улицами или территориями новостроек различными способами: просто в грунте, в специальных каналах и коллекторах, в технических подвалах зданий. Первыми двумя способами прокладывают подземные коммуникации под улицами, а на территории жилых районов используют все три способа размещения.

Варианты прокладки подземных сетей: раздельно в собственных траншеях, все вместе в одной траншее, совмещенно в проходных и полупроходных коллекторах и каналах, в непроходных каналах.

При совмещенной прокладке инженерных сетей расположение их друг относительно друга зависит от срока эксплуатации. Поэтому кабельные сети прокладывают под тротуарами, а магистральные трубы водопровода, канализации, газо- и теплоснабжения с большим сроком службы размещают под газонами и деревьями вдоль улиц, иногда захватывая и проезжую часть.

При раздельной прокладке подземных сетей для каждого трубопровода и кабеля роется отдельная траншея на разной глубине залегания. Если вдоль улицы проходит большое количество коммуникаций, то траншеями может быть занят весь поперечный профиль. Это не совсем удобно. Ведь при прокладке новых сетей или ремонте и реконструкции старых приходится вскрывать дорожное покрытие и тротуары чуть ли не по всей ширине улицы, что приводит к нарушению движения автотранспорта и создает неудобства для пешеходов.

Помимо этого, при раздельной прокладке трубопроводов потребуется большой объем земляных работ, а землеройную технику удастся использовать далеко не всегда. Поэтому при больших объемах коммуникаций раздельный метод прокладки не эффективен. Чаще его используют при замене старых сетей.

Существуют определенные нормативы при размещении подземных коммуникаций по глубине залегания и по отношению к рядом расположенным зданиям: первыми кладут слаботочные кабели (радио, сигнализация и т.п.), следом располагаются телефонные кабели, затем на расстоянии 0,5-0,6 м от них – силовые. Кабели постоянного тока для электротранспорта размещаются на расстоянии 0,5 м от силовых. Трубопроводы прокладывают по возрастающей глубине залегания от зданий к оси улицы. 

Для размещения телефонных кабелей используют каналы-блоки, а трубы теплосетей укладывают в траншеи с теплоизоляцией.

Строительство социальной городской инфраструктуры

При строительстве городской инфраструктуры – формировании функциональных зон и размещении на этих территориях различных объектов – специалисты должны руководствоваться нормативным документом МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89.

Строительство социальной городской инфраструктуры

Зонирование территории города по функциональному назначению производится на основании СП-|4 101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастрa субъекта Российской Федерации, города (района)» и заносится в государственный градостроительный кадастр города.

Например, соответствующая служба по функциональному зонированию на уровне региона или города федерального значения разграничивает городскую территорию на следующие части:

  • Функциональные зоны специализированного назначения. Сюда входят зоны административно-деловые, учебно-образовательные, культурно-просветительские, торгово-бытовые, лечебно-оздоровительные, спортивно-рекреационные, учебно-воспитательные, зоны индивидуальной и многоквартирной жилой застройки, коммунально-складские территории, промышленные, специальные, жилищно-коммунальные, зоны природно-рекреационного и природоохранного характера.
  • Функциональные зоны смешанного назначения. Это различные сочетания общественных, жилых, производственных и природных территорий, например, общественно-жилые, общественно-производственные, производственно-жилые, общественно-производственно-жилые и т.д. 

Внутри каждая зона подразделяется на территории улиц и дорог, территории внешнего транспорта и водные поверхности.

В зоне культурно-бытового назначения располагаются учреждения, задача которых – удовлетворить потребности населения в сфере быта и отдыха. В систему обслуживания входят основные группы предприятий:

  • административно-общественные;
  • лечебно-физкультурные;
  • культурно-просветительские;
  • зрелищные;
  • торгово-бытовые и учреждения массового отдыха.

Все они должны быть доступны для населения, следовательно, охватывать селитебные, производственные территории и зоны отдыха. Их надо разместить так, чтобы каждому человеку в случае необходимости было удобно до них добираться.

Функциональные зоны смешанного назначения

В систему обслуживания населения входят учреждения с различной посещаемостью, с учетом которой в строительстве городской инфраструктуры была разработана ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Все объекты системы разделены на три ступени по периодичности их посещения населением. Чтобы людям было удобно добираться, разработали нормативы, определяющие оптимальное расстояние или время подхода и подъезда до этих учреждений.

Первая ступень – культурно-бытовые учреждения повседневного пользования. В эту группу входят детские сады и ясли, общеобразовательные школы, магазины, столовые, кафе, предприятия бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные компании и другие учреждения, которые люди посещают практически ежедневно, чтобы удовлетворить свои насущные потребности в продуктах, лечении, образовании и т.п.

Поэтому обслуживающие предприятия первой ступени должны располагаться в шаговой доступности от мест проживания, то есть в каждом микрорайоне или нескольких микрорайонах, между которыми нет магистральных улиц. В среднем радиус обслуживания населения этими учреждениями не должен превышать 500 метров.

Вторая ступень – культурно-бытовые учреждения периодического пользования. Сюда относятся универмаги, кинотеатры, спортивные комплексы, клубы, библиотеки. Люди посещают их не каждый день, а с определенной периодичностью, поэтому зоной обслуживания может стать группа жилых микрорайонов или отдельный городской район. Месторасположение – районный общественный центр, куда можно дойти пешком или доехать на общественном транспорте не более чем за 15 минут.

Третья ступень – культурно-бытовые учреждения эпизодического пользования, куда люди ходят иногда, от случая к случаю. В эту группу входят театры, концертные залы, выставки и картинные галереи, рестораны, гипермаркеты, больницы. Зачастую эти объекты расположены в центре города, иногда за городской чертой. Данные учреждения рассчитаны на обслуживание населения всего города, люди должны потратить не более 20-30 минут, чтобы добраться до места на общественном транспорте.

Чтобы определить необходимое количество учреждений культурно-бытового обслуживания и места их расположения, специалисты руководствуются СНиП 2.07.01-89 и СНиП 2.07.02-89.

При проектировании и строительстве городской инфраструктуры необходимо учесть большое количество факторов, оказывающих влияние на качество жизни человека. Это демографическая, социальная, возрастная и профессиональная структуры населения, участие города в системе расселения, перспективы развития сферы обслуживания. 

Когда до торгового центра или работы можно добраться за считанные минуты из любого конца города без пересадок, это высвобождает время, которое могло быть потрачено на дорогу, для более широкого использования предприятий сферы общественного обслуживания.

Люди часто ходят в магазины, пункты питания, универсамы – это стандартное обслуживание. Реже посещают крупные сетевые гипермаркеты, новые торгово-развлекательные центры, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д.

В этих учреждениях городского значения осуществляется специализированное (избирательное) обслуживание, призванное удовлетворить разнообразные вкусы и потребности людей. Поездка к ним на общественном транспорте – не более 20-30 минут. В крупных мегаполисах время может быть увеличено при условии, что в эти центры человек может зайти по пути от остановки до дома. Поэтому удобная транспортная развязка рядом с торговыми центрами обеспечит увеличение потока покупателей.

Когда система обслуживания населения имеет хорошо продуманное рациональное размещение, это положительно влияет на благоустройство города и повышает уровень жизни людей.

Ландшафтное зонирование при строительстве городской инфраструктуры

Не последнюю роль в благоустройстве городской территории играет выделение ландшафтных зон. Перед проектированием строительных объектов производится оценка местности, на которой их собираются возводить. Надо отметить участки с зелеными насаждениями, провести экспозицию склонов, определить точки, откуда открываются наилучшие виды, и выявить перспективы по возможному улучшению пейзажа.

Ландшафтное зонирование при строительстве городской инфраструктуры

Ландшафтное зонирование определяет, сколько на каждом планируемом участке может быть естественных открытых поверхностей, открытых пространств с искусственным покрытием и какую площадь участка должны занимать здания и сооружения.

Кроме оценки территории ландшафтное зонирование изучает влияние техногенных факторов при строительстве городской инфраструктуры на состояние природного комплекса.

Эти воздействия по своему характеру, масштабам, силе и времени существования очень разнообразны. Изменения могут коснуться какой-то составляющей природного комплекса, например, только флоры, или негативное влияние почувствует на себе вся окружающая среда.

Надо понимать, что воздействие на какой-то один компонент со временем коснется и остальной природы, даже если в данный момент кажется, что этого не происходит. Просто разные экосистемы имеют относительную устойчивость и реагируют на влияние извне не так быстро.

К сожалению, до сих пор не разработаны методики для проведения анализа природных условий на территориях, которые рассматриваются как альтернативный вариант размещения жилых домов и производственных объектов. Поэтому пока не существует стройной системы взглядов на состояние окружающей среды, нет единого стандарта описания экосистем как в целом по стране, так и в отдельно взятом регионе, районе и городе.

При ландшафтном планировании проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды выходят на передний план, причем на любом уровне, независимо от размера благоустраиваемых территорий. Каждый вопрос носит локальный характер и решается непосредственно на своем месте, но в целом такой подход помогает реализовать общие задачи.

При ландшафтном преобразовании города главной задачей становится сбалансированное увеличение доли зеленых рекреационных зон и озелененных участков:

Основной тенденцией ландшафтной реорганизации города является сбалансированное увеличение доли природных и озелененных территорий:

  • в центральных районах города – за счет ликвидации пустырей и аварийных объектов, реконструкции и комплексного благоустройства территории;
  • на окраинах – за счет завершения строительства новых микрорайонов и озеленения близлежащих территорий.

Ландшафтное зонирование не должно нарушать экологию и ухудшать состояние окружающей среды, что оговаривается в нормативно-правовых документах федерального и регионального законодательства.

Проблемы в строительстве городской инфраструктуры и их решение 

При вводе в эксплуатацию жилья необходимо одновременно строить и социальные объекты, но в реальной жизни это правило не работает. Такая ситуация возникает в основном из-за ограниченного финансирования строительства. Но без социальной инфраструктуры качество жизни людей резко ухудшается.

Да, потребности в жилье увеличивают спрос на него, и, соответственно, объем строительства растет из года в год, принося застройщикам хорошую прибыль. Но в тех районах, где нет социальных объектов, квартиры не пользуются спросом, поэтому цена на них будет ниже, чем в аналогичных новостройках, но с развитой инфраструктурой.

Проблема возникла по той простой причине, что застройщику невыгодно за свой счет возводить объекты соцкультбыта. Прибыль они не принесут, а, наоборот, приведут к финансовым потерям.

Чтобы ликвидировать перекосы в жилищном строительстве, связанные с нехваткой учреждений социально-бытового обслуживания, необходимо наладить совместную работу государства и частного бизнеса. Такая практика существует во многих странах мира, обычно к ней прибегают при строительстве и реконструкции дорог и других объектов дорожной инфраструктуры, учреждений здравоохранения и образования.

Данный опыт показал хорошие результаты, поэтому его можно применить и при возведении объектов социальной инфраструктуры. Чтобы улучшить ситуацию в этой сфере, можно предложить ряд мероприятий:

  1. В строительстве городской инфраструктуры социального направления частный бизнес должен принимать участие наравне с государством.
  2. Объемы готовых объектов социальной инфраструктуры должны полностью соответствовать объемам вводимого в эксплуатацию жилья, чтобы покрыть потребности будущих владельцев квартир.
  3. При возведении новых микрорайонов ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры должен происходить одновременно с заселением квартир, тогда спрос на жилье возрастет.
  4. Создание механизмов, позволяющих держать процесс строительства под строгим контролем не только государства, но и общественности.
  5. Необходимо разработать систему поощрения крупных застройщиков, которые за свой счет решают задачу возведения объектов социальной инфраструктуры в требуемом объеме на территории строительства жилых комплексов.

Инновации в строительстве городской инфраструктуры

Не так давно специалистами были представлены новые разработки, которые можно применить при строительстве городской инфраструктуры. Следует отметить устройство для защиты от искрения, стоимость которого в несколько раз ниже, чем у зарубежных аналогов; систему газового пожаротушения с выдвижными насадками, абсолютно безвредную для человека и предметов живописи; нетоксичный радиатор водяного отопления из алюминия; разработанную специально для людей с ограниченными возможностями систему «Говорящий город», на 20 % повышающую их уровень социальной активности; современные отделочные материалы и другие новинки в области строительства.

На форуме «Обращение с отходами», проходившем в августе 2020 г., были представлены образцы более 50 технологических решений, в том числе полностью автоматические установки сортировки отходов, биотехнологии для их дальнейшей переработки, системы прогнозирования количества мусора, «умные» контейнеры для сбора отходов и многое другое.

Тема сортировки, переработки и утилизации отходов прозвучала в деловой программе форума, в которой приняли участие 46 экспертов в области «зеленых» технологий, представители городской администрации и промышленных предприятий.

Возможность пройти тестирование в городской среде получил фандомат для приема вторсырья. Аппараты, принимающие пластиковые бутылки на переработку и выплачивающие пользователю определенное вознаграждение, были установлены на объектах одного из крупных застройщиков.

Цель развития городской инфраструктуры – обеспечить высокий уровень производства и качества жизни населения за счет удовлетворения производственных, социальных, культурных и других потребностей, используя для этого самые современные методы.

Возврат к списку