В этой статье:
Территориальное планирование строительства регулирует в России границы населенных пунктов: сел, городов, районов и областей. Это понятие закреплено в Градостроительном кодексе и включает в себя рад документов, решающих все территориальные вопросы. Но так как границы со временем расширяются, в них периодически вносят изменения.
Разработкой и внесением изменений в документы территориального планирования занимаются только квалифицированные специалисты. Вся работа состоит из нескольких этапов, которые требуют сбора большого количества данных, составления графиков, чертежей.
Последний шаг – выгрузка измененного документа в систему ФГИС ТП. Более подробно весь процесс описан ниже в статье.
В ГрК РФ, что расшифровывается, как Градостроительный Кодекс, имеется целая посвященная этой теме глава.
Территориальное планирование – это планирование необходимого развития территорий, которое нужно для определения функциональных зон, а также предстоящего размещения самых разных объектов, как федерального и регионального, так и местного значения.
Главное предназначение документов по территориальному планированию заключается в том, чтобы определить какие территории будут выполнять те или иные функции, при этом учитывая всю совокупность факторов, особенно экономических, социальных и экологических.
Цель при составлении плана ставится: максимально обеспечить территорию инфраструктурой и устойчивым развитием.
В Российской Федерации законодательно закреплены такие виды документов планирования строительства:
Схемы, предназначенные для территориального планирования РФ в таких областях:
Схемы планирования строительства в субъектах Российской Федерации, в число которых входят: схемы предстоящего размещения природоохранных зон регионального значения и их развития, планируемые изменения очертаний сельскохозяйственных земель и угодий, а кроме того, схемы распределения объектов строительства, имеющего значение на уровне региона, среди которых:
Для муниципальных образований такими документами будут:
Документы, которые относятся к муниципальным образованиям и их территориальному планированию по своему составу должны соответствовать ГрК Российской Федерации, правовым актам выпущенным местным самоуправлением и законам субъектов РФ, на эту же правовую основу должны опираться планы реализации вышеупомянутых.
Органы самоуправления и органы власти обязаны утвердить такой документ до того, как они примут окончательное решение и приступят к реализации подобных решений.
Схемы по муниципальным районам с планами территорий, в число которых входят карты будущего расположения объектов значимого капитального строительства, которые имеют местное значение, таких как:
В число документов по территориальному планированию в пределах муниципальных субъектов входят:
Для того чтобы соответствующие решения были реализованы в жизнь, документы, указанные выше, являются обязательными и необходимыми.
Все схемы по территориальному планированию соответствующих субъектов Российской Федерации должны быть выполнены так, как указано в четырнадцатой статье ГрК РФ.
Они должны включать в себя карты будущего размещения объектов и положения для правильного размещения различных объектов из таких областей как:
Весь комплекс территориального планирования строительства и подготовки документов для него можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим их:
Происходит первичная оценка уже имеющихся документов на их соответствие законодательной базе и потребностям муниципального образования. При необходимости документы корректируют или принимают решение о разработке новых.
Идет подготовка техзаданий по разработке этих документов, закрепляется нормативно-правовая база, действующая в конкретном случае. Затем организовывают конкурс для подрядных организаций, готовых взяться за разработку всей документации по территориальному планированию.
Обрабатываются данные, которые будут использованы при подготовке проектов.
Определяются задачи и цели, существующие в зависимости друг от друга, происходит зонирование по общим функциям. Подготовка черновика проекта, включая текстовые и графические описания.
Получают все необходимые разрешения и согласования от органов региональной и федеральной власти, органов исполнительной власти государственного и федерального значения, а также органов местного самоуправления, включая самоуправление поселений, муниципального района и соседних муниципальных районов, граничащих с данным районом, для которого разрабатывается конкретная проектируемая схема территориального планирования.
Генеральный план всегда готовится сразу для всей территории городского округа либо поселения.
Если в генеральном плане или вносимых в него изменений есть установка новых границ какого-либо населенного пункта в пределах городского округа или поселения, то он может касаться лишь изменяемой части и применяться к населенному пункту, границы которого меняются.
Генплан содержит:
Положение из генерального плана об общем планировании использования территорий состоит из:
Границы населенных пунктов должны содержаться в генеральном плане в обязательном порядке, представлены они должны быть в виде графики и содержать конкретные координаты всех значимых точек на этих границах.
Также графическое отображение границ округа или поселения может быть дополнено текстовым описанием, если в этом есть необходимость.
Карта будущего расположения объектов должна включать в себя:
Генеральный план должен сопровождаться материалами, в которых содержится его обоснование в виде текстов и карт, содержание которых необходимо делать следующим:
Материалы, обосновывающие целесообразность данного генерального плана, выполняются в виде карт и должны содержать в себе:
Любые изменения, вносимые в существующие генеральные планы должны быть утверждены представительным органом действующего местного самоуправления поселения или городского округа, что закреплено законодательно в ГрК РФ.
Компетенция принятия решения о необходимости составления генерального плана или о предложениях об изменении действующего соответствующего документа принадлежит главе администрации городского округа или поселения.
В девятой главе ГрК РФ находятся основные требования, в соответствии с которыми должна проходить подготовка проекта, кроме того следует учитывать местные и региональные нормативы проектирования городов, а также результаты публичных слушаний и общественных обсуждений по проекту предполагаемого генерального плана прочие предложения заинтересованных сторон, которые они вправе вносить в разработку будущего проекта.
Как определено в главе двадцать пять ГрК РФ, до полного утверждения проекта будущего генерального плана нужно получить полный пакет согласований, порядок которых установлен федеральным органом действующей исполнительной власти уполномоченной Правительством Российской Федерации.
Затем документация публикуется в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Что касается нормативов проектирования городов, то они размещаются в информационных отделах муниципальных органов, только если это позволяет статус указанных систем, который подтвержден нормативно правовыми актами, например, в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и при наличии специального раздела, который предназначен именно для таких нормативов.
Заниматься размещением необходимой информации в данных муниципальных системах должны лица, которых органы местного самоуправления уполномочили делать это в соответствии с четвертым пунктом Правил ведения ФГИС ТП и в чьи должностные обязанности входит данная процедура.
При этом должна использоваться усиленная электронная подпись о квалификации данного лица, что прописано в десятом пункте Правил ведения ФГИС ТП.
Каким образом должно происходить подключение носителей информации к муниципальным информационным системам определено технико-технологическими требованиями, как нужно обеспечивать контакты ФГИС ТП с прочими информационными системами, которые утверждены Минрегионом России.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что новое понятие «территориальное планирование», которое было введено ГрК РФ для начального этапа деятельности градостроителей является тождественным используемому в общемировой практике методу пространственного планирования, под которым подразумевают создание общенационального правового поля и более эффективной системой управления природой, размещением объектов инфраструктуры и экономики, а также обеспечением территорий энергией и транспортной доступностью.
Таким образом, территориальное планирование является наиболее важной стратегической целью местного самоуправления, а также является ведущей функцией управления государством.