8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78

Спросить
online

Задайте свой вопрос в Telegram Напишите нам в WhatsApp

Задайте вопрос
online

Задайте свой вопрос в Telegram Задайте свой вопрос в WhatsApp
Мы на связи. Звонок бесплатный
8 (812) 677-91-71 8 (499) 678-08-78
Получить чек-лист
x
Территориальное планирование строительства: суть, документы и этапы
29 марта 2022

Территориальное планирование строительства: суть, документы и этапы

Территориальное планирование строительства регулирует в России границы населенных пунктов: сел, городов, районов и областей. Это понятие закреплено в Градостроительном кодексе и включает в себя рад документов, решающих все территориальные вопросы. Но так как границы со временем расширяются, в них периодически вносят изменения.

Разработкой и внесением изменений в документы территориального планирования занимаются только квалифицированные специалисты. Вся работа состоит из нескольких этапов, которые требуют сбора большого количества данных, составления графиков, чертежей.

Последний шаг – выгрузка измененного документа в систему ФГИС ТП. Более подробно весь процесс описан ниже в статье. 

Понятие и документы территориального планирования строительства

В ГрК РФ, что расшифровывается, как Градостроительный Кодекс, имеется целая посвященная этой теме глава. 

Территориальное планирование – это планирование необходимого развития территорий, которое нужно для определения функциональных зон, а также предстоящего размещения самых разных объектов, как федерального и регионального, так и местного значения.

Понятие и документы территориального планирования строительства

Главное предназначение документов по территориальному планированию заключается в том, чтобы определить какие территории будут выполнять те или иные функции, при этом учитывая всю совокупность факторов, особенно экономических, социальных и экологических.

Цель при составлении плана ставится: максимально обеспечить территорию инфраструктурой и устойчивым развитием.

В Российской Федерации законодательно закреплены такие виды документов планирования строительства:

Схемы, предназначенные для территориального планирования РФ в таких областях:

  • развития путей сообщения, федерального транспорта, информации и связи;
  • безопасности государства и обороны страны;
  • развития энергетики;
  • охраны и использования лесного фонда;
  • охраны и использования водных объектов;
  • размещения и развития особо охраняемых, имеющих федеральное значение природных территорий;
  • защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • развития освоения космоса;
  • естественных монополий;
  • в других областях, отмеченных в законодательстве РФ.

Схемы планирования строительства в субъектах Российской Федерации, в число которых входят: схемы предстоящего размещения природоохранных зон регионального значения и их развития, планируемые изменения очертаний сельскохозяйственных земель и угодий, а кроме того, схемы распределения объектов строительства, имеющего значение на уровне региона, среди которых:

  • возведение систем в области энергетики регионального значения;
  • строительство объектов путей сообщения, транспорта связи и информатики регионального значения;
  • планирование линейных объектов в рамках естественных монополий в деятельности субъектов;
  • строительство прочих объектов, необходимых для осуществления полномочий субъектов Российской Федерации в рамках законодательной базы РФ.

Схемы планирования строительства в субъектах Российской Федерации

Для муниципальных образований такими документами будут: 

  • схемы, где указаны будущие границы муниципальных районов;
  • генеральные планы всех поселений;
  • генеральные планы всех городских округов.

Документы, которые относятся к муниципальным образованиям и их территориальному планированию по своему составу должны соответствовать ГрК Российской Федерации, правовым актам выпущенным местным самоуправлением и законам субъектов РФ, на эту же правовую основу должны опираться планы реализации вышеупомянутых.

Органы самоуправления и органы власти обязаны утвердить такой документ до того, как они примут окончательное решение и приступят к реализации подобных решений.

Схемы по муниципальным районам с планами территорий, в число которых входят карты будущего расположения объектов значимого капитального строительства, которые имеют местное значение, таких как:

  • объектов газо- и электроснабжения в черте муниципального района;
  • различных инженерных сооружений, предназначенных для транспорта в черте муниципального округа, но за пределами населенных пунктов, таких как: мостов, автомобильных дорог и прочих;
  • других объектов, которые нужны для существования органов самоуправления и их нормального функционирования.

В число документов по территориальному планированию в пределах муниципальных субъектов входят:

  • генеральные планы всех городских округов;
  • генеральные планы всех сельских и городских поселений.

Для того чтобы соответствующие решения были реализованы в жизнь, документы, указанные выше, являются обязательными и необходимыми.

Порядок разработки документов территориального планирования строительства

Все схемы по территориальному планированию соответствующих субъектов Российской Федерации должны быть выполнены так, как указано в четырнадцатой статье ГрК РФ.

Они должны включать в себя карты будущего размещения объектов и положения для правильного размещения различных объектов из таких областей как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • автомобильные дороги межмуниципального или регионального значения, водный, железнодорожный и воздушный транспорт;
  • спорт и физическая культура;
  • ликвидация последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального значения, эпидемий, а также предупреждения их возникновения;
  • прочие области, которые соответствуют полномочиям данных субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки документов территориального планирования строительства

Весь комплекс территориального планирования строительства и подготовки документов для него можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим их:

Этап 1. Первичный

Происходит первичная оценка уже имеющихся документов на их соответствие законодательной базе и потребностям муниципального образования. При необходимости документы корректируют или принимают решение о разработке новых.

Идет подготовка техзаданий по разработке этих документов, закрепляется нормативно-правовая база, действующая в конкретном случае. Затем организовывают конкурс для подрядных организаций, готовых взяться за разработку всей документации по территориальному планированию.

Этап 2. Сбор реальной исходной информации

Обрабатываются данные, которые будут использованы при подготовке проектов.

Этап 3. Формирование предварительного проекта по территориальному планированию

Определяются задачи и цели, существующие в зависимости друг от друга, происходит зонирование по общим функциям. Подготовка черновика проекта, включая текстовые и графические описания.

Этап 4. Согласование проекта

Получают все необходимые разрешения и согласования от органов региональной и федеральной власти, органов исполнительной власти государственного и федерального значения, а также органов местного самоуправления, включая самоуправление поселений, муниципального района и соседних муниципальных районов, граничащих с данным районом, для которого разрабатывается конкретная проектируемая схема территориального планирования.

Особенности внесения изменений в генеральный план

Генеральный план всегда готовится сразу для всей территории городского округа либо поселения.

Если в генеральном плане или вносимых в него изменений есть установка новых границ какого-либо населенного пункта в пределах городского округа или поселения, то он может касаться лишь изменяемой части и применяться к населенному пункту, границы которого меняются. 

Особенности внесения изменений в генеральный план

Генплан содержит:

  1. положение об общем планировании использования территорий;
  2. карту существующих, образуемых и изменяющихся населенных пунктов в составе поселения или округа;
  3. карту предполагаемых объектов, имеющих местное значение;
  4. карту зонирования в соответствии с функциями.

Положение из генерального плана об общем планировании использования территорий состоит из:

  • перечня объектов, которые планируется разместить в данной местности, сведений о их назначении, видах и главных характеристиках. Кроме того, должны быть указаны характеристики имеющихся зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), если они необходимы для размещаемых объектов;
  • свойств зонирования по функциональному предназначению, всех сведений о включенных в план объектах местного, регионального и федерального значения, кроме объектов линейного характера.

Границы населенных пунктов должны содержаться в генеральном плане в обязательном порядке, представлены они должны быть в виде графики и содержать конкретные координаты всех значимых точек на этих границах.

Также графическое отображение границ округа или поселения может быть дополнено текстовым описанием, если в этом есть необходимость.

Карта будущего расположения объектов должна включать в себя:

  1. объекты имеющие местное значение, которые планируется здесь расположить и которые относятся к таким областям как:
    • водоотведение, электро-, газо-, водо- и теплоснабжение населения;
    • дороги для автомобилей, имеющие местное значение;
    • массовый спорт и физическая культура, здравоохранение, обработка, образование, утилизация, размещение коммунальных отходов твердых фракций, если проект касается планирования объектов городского округа;
    • прочие области, касающиеся решения вопросов местного значения городского округа или поселения;
  2. границы всех населенных пунктов: существующих, изменяемых и вновь образуемых, в составе данного городского округа либо поселения;
  3. границы зонирования в соответствии с функциями, сопровождаемые текстовым описанием объектов местного, регионального и федерального значения.

Информация о назначении, видах и наименований объектов

Генеральный план должен сопровождаться материалами, в которых содержится его обоснование в виде текстов и карт, содержание которых необходимо делать следующим: 

  1. информация о программах общего развития в социально-экономической сфере, а также о планах по их реализации и создаваемых для этого объектах городского округа или поселения;
  2. объяснение причин, почему выбран именно такой способ расположить объекты городского округа или поселения;
  3. оценка влияния, которое, вероятно, будет оказано размещением этих объектов на уже существующую инфраструктуру и дальнейшее развитие данной территории;
  4. информация о назначении, видах и наименований объектов местного, регионального и федерального назначения, которые требуется разместить на территориях городского округа или поселения, подтвержденная территориальным планированием строительства Российской Федерации, если есть необходимость в установлении зон с особыми условиями, то перечисление характеристик ЗОУИТ, причины признания данного варианта расположения объектов наиболее оптимальным;
  5. обозначение главных факторов риска с характеристиками по вероятностям возникновения опасных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  6. список участков земли, которые теперь входят в черту населенных пунктов или же, наоборот, перестают входить в их границы, с пометкой об категории, к которой относятся эти участки, а также будущих целей использования оных;
  7. информация о наличии охранных территорий и поселений имеющих историческую ценность регионального и федерального значения, а также об их границах.

Материалы, обосновывающие целесообразность данного генерального плана, выполняются в виде карт и должны содержать в себе:

  • границы городского округа либо поселения, населенных пунктов, в настоящее время входящих в состав городского округа или поселения;
  • расположение строящихся объектов городского округа или поселения, имеющих местное значение, а также уже существующих таковых;
  • экономические зоны, имеющие особый статус;
  • природные территории, которые имеют статус природоохранных;
  • территории, занимаемые объектами исторического и культурного наследия;
  • зоны, где существуют особые условия по эксплуатации территорий;
  • зоны наибольшего риска возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;
  • прочие зоны, территории или объекты, которые имели значение при определении какую функцию должны нести те или иные участки земли, а также какие именно объекты местного, регионального и федерального значения следует там разместить.

Материалы, обосновывающие целесообразность данного генерального плана

Любые изменения, вносимые в существующие генеральные планы должны быть утверждены представительным органом действующего местного самоуправления поселения или городского округа, что закреплено законодательно в ГрК РФ.

Компетенция принятия решения о необходимости составления генерального плана или о предложениях об изменении действующего соответствующего документа принадлежит главе администрации городского округа или поселения.

В девятой главе ГрК РФ находятся основные требования, в соответствии с которыми должна проходить подготовка проекта, кроме того следует учитывать местные и региональные нормативы проектирования городов, а также результаты публичных слушаний и общественных обсуждений по проекту предполагаемого генерального плана прочие предложения заинтересованных сторон, которые они вправе вносить в разработку будущего проекта.

Как определено в главе двадцать пять ГрК РФ, до полного утверждения проекта будущего генерального плана нужно получить полный пакет согласований, порядок которых установлен федеральным органом действующей исполнительной власти уполномоченной Правительством Российской Федерации.

Размещение готовых документов территориального планирования

Затем документация публикуется в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

Размещение готовых документов территориального планирования

Что касается нормативов проектирования городов, то они размещаются в информационных отделах муниципальных органов, только если это позволяет статус указанных систем, который подтвержден нормативно правовыми актами, например, в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и при наличии специального раздела, который предназначен именно для таких нормативов.

Заниматься размещением необходимой информации в данных муниципальных системах должны лица, которых органы местного самоуправления уполномочили делать это в соответствии с четвертым пунктом Правил ведения ФГИС ТП и в чьи должностные обязанности входит данная процедура.

При этом должна использоваться усиленная электронная подпись о квалификации данного лица, что прописано в десятом пункте Правил ведения ФГИС ТП. 

Каким образом должно происходить подключение носителей информации к муниципальным информационным системам определено технико-технологическими требованиями, как нужно обеспечивать контакты ФГИС ТП с прочими информационными системами, которые утверждены Минрегионом России.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что новое понятие «территориальное планирование», которое было введено ГрК РФ для начального этапа деятельности градостроителей является тождественным используемому в общемировой практике методу пространственного планирования, под которым подразумевают создание общенационального правового поля и более эффективной системой управления природой, размещением объектов инфраструктуры и экономики, а также обеспечением территорий энергией и транспортной доступностью.

Таким образом, территориальное планирование является наиболее важной стратегической целью местного самоуправления, а также является ведущей функцией управления государством.

Возврат к списку